Москва, ул. Люблинская, д. 37/1Горячая линия: +7 (495) 709-64-04Единая справочная амбулаторной службы: +7 (499) 660-20-55
Мы в соцсетях
Для слабовидящих

Дети и локдаун: отставание в учебе и психиатрические проблемы

по материалам: De Volkskrant

Локдаун в связи с пандемией COVID-19 принес много проблем детям и подросткам, и это фиксируют соответствующие службы и научные исследования за рубежом. В частности, речь идет об отставании в учебе в условиях дистанционного обучения и о росте числа психиатрических расстройств в уязвимой части детско-подростковой популяции в связи с напряжениями и эмоциями в условиях коронакризиса. Вот некоторые последние данные.

Отставание в учебе

Во время локдауна ученики младшей школы в Нидерландах "мало или никак не продвинулись в учебе". К такому выводу пришли ученые британского Оксфордского университета на основании изучения результатов выполнения проверочных заданий у учащихся в 15% школ, пишет нидерландская De Volkskrant. Исследователи сравнили результаты различных тестов Cito, которые дети выполняют два раза в год. Учащиеся групп 4-7 (8-11 лет) показали, по сравнению с прошлыми годами, в среднем на 20% меньший прогресс в учебе. Прежде всего, отставание в учебе в условиях локдауна показали дети родителей с низким образовательным уровнем. Однако исследование не объясняет, почему дети при дистанционном обучении так отстали в учебе.

По мнению социолога Mark Verhagen из Оксфордского университета, причиной меньших успехов в учебе стали изменения в учебной среде. "Дети сидели не в школе с педагогом, направляющим их деятельность, а за столом дома с родителями, которые сами занимались выполнением рабочих обязанностей в условиях дистанционной работы". Возможно, свою роль сыграли и другие факторы. "Напр., учащиеся хуже концентрировались во время выполнения тестовых заданий, потому что они так долго просидели дома", – говорит Verhagen. В 2021 нидерландская Инспекция в системе образования проведет собственное исследование отставания учащихся в учебе вследствие коронакризиса.

Не участвовавший в исследовании социолог Thijs Bol (Амстердамский университет) дает высокую оценку данной работе и считает результаты "мало удивительными, но важными". Сам Bol ранее в этом году сделал вывод, что родители с более низким образовательным уровнем в ситуации локдауна не так часто могли помочь детям с домашними заданиями. Кроме того, у детей в бедных семьях не всегда есть собственный лаптоп или планшет, и это тоже могло повлиять на результаты учебы. Bol считает нарастающее неравенство серьезной проблемой, которую трудно исправить. Малые расхождения и отличия могут перерасти в большие, предупреждает он. В конечном итоге, это может повлиять на шансы детей в будущем. Поэтому "школы должны заняться выявлением учащихся, которым было трудно учиться в формате дистанционного обучения. Им следует уделить дополнительное внимание", – говорит Bol.

Психиатрические проблемы

Подростковые службы психического здоровья Нидерландов сообщают о сильном росте числа запросов о помощи в связи с острым кризисом у уязвимых детей и подростков. Речь идет о тяжелой депрессии, остром риске суицида или остром расстройстве пищевого поведения (РПП), когда требуется принудительной кормление. Службы сообщают о росте потребности в помощи на 30-60%, по сравнению с тем же периодом в 2019, т.е. до пандемии. При этом наибольший рост кризисных сообщений касается детей и подростков с РПП и суицидальностью. Службы психического здоровья призвали политиков быстро принять необходимые меры. В частности, они отмечают, что по причине загруженности больничных коек интенсивной терапии пациентами с ковидом, во многих местах огромной проблемой стала госпитализация детей и подростков в психиатрическом кризисе. Детям с тяжелыми проблемами (напр., депрессией, суицидальностью и острым РПП, требующим принудительного кормления) койка нередко требуется в тот же день, тогда как в соответствующих службах имеются длинные листы ожидания.

Ранее (10.12.20) новостной канал NOS.nl сообщил о сильном росте количества пациентов с анорексией, которые полностью прекратили есть и пить. В последние три месяца в Медицинский центр Амстердамского университета поступили 15 подростков, отказывающихся от еды и питья. На тот же период 2019 года такой пациент был только один. С осени амстердамские врачи лечат на треть больше пациентов. Причина пока неясна, но медики предполагают связь с коронакризисом. "У нас никогда еще не было, чтобы столь большая группа подростков отказывалась от еды и питья", – рассказывает педиатр университетской клиники Annemarie van Bellegem. Одна из опасностей отказа от еды и питья заключается в снижении уровня сахара в крови, в результате чего может последовать кома или даже смерть. Долгосрочные последствия проявляются в прекращении роста, потере костями кальция и вреде внутренним органам. Van Bellegem: "В частности, отказ от питья может привести к отказу почек, что может причинить необратимый ущерб организму". Иногда пациенты – это маленькие дети, даже в возрасте 8 лет. "Дети, которые из простого страха прекращали есть и пить, и сами не понимали, что происходит. Они настолько быстро погружаются в РПП, что даже не могут найти из него выхода".

Подростковый психиатр из крупнейшей клиники Нидерландов для пациентов с РПП Nicole Becking подтверждает наличие проблемы: "По сравнению с периодом до пандемии, поступающие пациенты находятся в намного более тяжелом состоянии".

Becking и van Bellegem связывают тяжесть РПП с коронакризисом. Предшествующее исследование показывает, что отсутствие структуры и ограничение свободы передвижения приводит к усугублению симптомов. "Во время "короны" замечаешь, что люди чувствуют себя очень одинокими, а также беспомощными и неспособными на что-либо повлиять", – говорит van Bellegem. "Все уровни стресса очень сильно выросли," – отмечает Becking. "Значит, если вам трудно справляться с напряжениями и эмоциями, то вы рискуете проявить это в отказе от еды".

При анорексии часто выражен страх потери контроля над ситуацией. Van Bellegem: "Что делает человек, пытающийся сохранить контроль над напряжениями и эмоциями? Он направляет свои усилия на то, что он способен контролировать, а это прием еды и питья".

Дополнительной проблемой во время коронакризиса стал рост использования социальных медиа. Van Bellegem: "Мы видим, что дети оказываются в изоляции, наедине с собой, или что они больше переключаются на собственные представления и на электронные социальные сети. "Мы знаем, что иногда через механизм сравнения с другими социальные сети могут производить усиливающий эффект, и что подростки могут начать копировать поведение друг друга".

Врачи опасаются, что такое усугубление проблем представляет опасность с точки зрения оказания помощи. Дело в том, что помощь детям, получающим питание через зонд, – это высокоинтенсивная помощь. Персонала, способного оказывать помощь этой группе, и так немного, а сейчас система помощи находится в истощенном состоянии, замечает van Bellegem.

ВКонтактеОдноклассникиTelegramRuTube
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ
109390, г. Москва, ул. Люблинская, д. 37/1,
+7 (499) 660-20-56, mnpcn@zdrav.mos.ru