Москва, ул. Люблинская, д. 37/1Горячая линия: +7 (495) 709-64-04Единая справочная амбулаторной службы: +7 (499) 660-20-55
Для слабовидящих

Трудно концентрироваться во время пандемии коронавируса? Нейронаука объясняет, почему так происходит

Елена Можаева | по материалам: theconversation.com

На межуниверситетском британском сайте The Conversation профессор психологии и исследователь Beatrice Pudelko (Университет TELUQ, Квебек, Канада) обращается к теме трудностей с учебой онлайн у студентов во время самоизоляции в связи с COVID-19.

Вот что она пишет: "Страх, тревога, беспокойство, отсутствие мотивации и трудности с концентрацией – студенты ссылаются на самые разные причины против дистанционного обучения. Но насколько они реальны? Что об этом говорит наука?", – начинает автор. "В начале пандемии, когда колледжи Квебека начали переводить учебу в режим онлайн, студенты выразили свой протест, отметив, что "такой контекст не способствует обучению". Преподаватели тоже почувствовали "нежелание студентов продолжать обучение в таких условиях". Множество негативных эмоций было излито в СМИ в обзорах почты, колонках мнений и коллективных обращениях учащихся к министру образования. Впрочем, страдали не только студенты: занимающиеся интеллектуальным трудом люди жаловались на трудности "глубокого" чтения, на отсутствие концентрации, на то, что "голова не работает".

"Почему студенты жалуются, что не могут учиться в новых обстоятельствах? Последние достижения когнитивных наук позволяют понять связи между негативными эмоциями и когницией при выполнении заданий, требующих постоянных интеллектуальных усилий. Первое объяснение того, как эмоции (особенно негативные эмоции) захватывают нашу психику, дало физиологическое исследование Walter Cannon. Он показал, что эмоция – это физиологическая предупредительная система в организме, которая активирует ряд систем ниже церебральной коры. Одна из них – миндалина, она быстро активируется перед лицом угрозы и позволяет адекватно реагировать на нее. У человека миндалина активируется быстро и в автоматическом режиме в ответ на социальные стимулы, нагруженные негативными эмоциями. Исследования мозга показывают, что человек не только высокочувствителен к эмоциональному заряду своих восприятий, но и то, что он не может их игнорировать. Напр., эмоции, возникшие при виде змеи в траве, захватят наше внимание независимо ни от чего.

Внимание – ресурс ограниченный

Ситуации обучения в образовательных заведениях – будь то онлайн или очное обучение в классах – всегда предполагают фокусирование внимания учащихся и сознательный контроль своих мыслей. Любому преподавателю известно по собственному опыту, как трудно удержать внимание всех учащихся на предмете во время урока. Когнитивный психолог и Нобелевский лауреат 2002 года Daniel Kahneman первым предположил, что внимание – это ограниченный когнитивный ресурс, и что некоторые когнитивные процессы требуют больше внимания, чем другие. Это особенно касается деятельности, предполагающей сознательный контроль когнитивных процессов (напр., чтение или написание академических работ) и включающей то, что Kahneman называл мышлением "система 2". Оно требует внимания и психической энергии. (По Kahneman, процесс мышления "система 1" – это мышление быстрое, превалирующее, инстинктивное, эмоциональное, стереотипное, бессознательное; "система 2" – мышление более медленное, с усилием, не столь частое, взвешенное, логическое, осознанное).

Ограниченная способность к вниманию также составляет ядро теорий, предполагающих, что осознаваемые и контролируемые когнитивные процессы осуществляются в рабочей памяти, что можно сравнить с ментальным пространством, способным к проработке ограниченного количества новой информации. В рабочей памяти внимание выступает в роли распределителя когнитивного ресурса и контролера выполнения действия. Контуры мозговых связей, связанных с рабочей памятью и исполнительными функциями, расположены в префронтальной коре.

Когда эмоция съедает внимание

Ученые долгое время считали, что проработка эмоций через миндалину не зависит от ресурсов внимания рабочей памяти. Однако накапливаются данные в пользу противоположной гипотезы, говорящей о важной роли контуров, соединяющих миндалину с префронтальной корой, в различении релевантной и нерелевантной для текущего занятия информации. Напр., было обнаружено, что эмоциональные стимулы вмешиваются в выполнение задания, связанного с рабочей памятью, особенно когда они не очень релевантны этому заданию. Более того, по мере возрастания связанной с заданием когнитивной нагрузки (напр., когда задание требует больше когнитивных ресурсов) неблагоприятное вмешательство нерелевантных заданию эмоциональных стимулов тоже увеличивается. То есть, получается, что чем больше когнитивного усилия и концентрации требует выполнение задания, тем легче мы отвлекаемся.

Эта точка зрения в значительной мере подтверждается исследованиями тревоги, выполненными Michael Eysenck с коллегами. Они показали, что люди в тревоге предпочитают фокусировать свое внимание на стимулах, связанных с угрозой – причем, независимо от выполняемого задания. Эти стимулы могут быть внутренними (беспокоящие мысли) или внешними (образы, воспринимаемые как угрожающие). Это касается и беспокойства в связи с повторяющимися и представляющимися неконтролируемыми мыслями о возможных негативных событиях. Тревога и беспокойство отбирают внимание и когнитивные ресурсы рабочей памяти, что приводит к снижению когнитивной деятельности, особенно при выполнении комплексных заданий.

Есть исследования, которые показывают, что чувство психической усталости возрастает, если при выполнении задачи человек пытается не реагировать на требования извне. Высказано предположения, что психическая усталость (mental fatigue) – это особая эмоция, которая говорит о том, что наши психические ресурсы истощаются. В целом, это исследование указывает на то, что мы тратим наш ресурс внимания, чтобы избежать затрат внимания на нерелевантную, но эмоционально заряженную информацию. И теперь становится понятнее, почему так трудно – и утомительно – избегать проверки поступлений электронной почты во время чтения научного текста, переключений с почты на Фейсбук, и с Фейсбука на новости о ковиде, когда нас так беспокоит кривая смертей от вирусной инфекции в домах престарелых.

Эмоции и когниция неразделимы

Современные исследования в когнитивных науках подтверждают то, что мы уже интуитивно знаем: учеба требует внимания, времени и психического ресурса. Исследования показывают, что когнитивные и эмоциональные процессы настолько переплетены в мозге, что, по мнению некоторых ученых, напр., Antonio Damasio, мысль невозможна без эмоции. Тогда не удивительно, что в условиях обилия сообщений об опасностях пандемии студентам оказывается трудно сосредотачиваться на учебе, и большинству из них текущее состояние не оставляет возможностей для требующих размышления чтения или написания работ.

Pudelko B. Having trouble concentrating during the coronavirus pandemic? Neuroscience explains why (theconversation.com)

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ
109390, г. Москва, ул. Люблинская, д. 37/1,
+7 (499) 660-20-56, mnpcn@zdrav.mos.ru