Мария Соколова | Парламентская газета
На этой неделе Государственная Дума планирует рассмотреть в первом чтении правительственный законопроект, уточняющий понятие "больной наркоманией" и исключающий из числа процедур, в ходе которых может быть поставлен такой диагноз, медицинское освидетельствование. Это устранит ошибку в Законе "О наркотических средствах и психотропных веществах", согласно которой признать человека наркоманом сегодня де-юре можно только по направлению правоохранительных органов, рассказал "Парламентской газете" главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава Евгений Брюн.
- Евгений Алексеевич, как сейчас ставят диагноз наркоманам?
- Человек сам может обратиться за помощью в медицинское учреждение, его могут привести родители или другие родственники, или направить правоохранительные органы. И только после осмотра врачом и соответствующих исследований его признают больным наркоманией. Не всегда наркоманией болен человек, в крови которого обнаружили наркотические вещества.
Выявление зависимости медицинская процедура независимо от того, проводится ли она по направлению полиции или нет. Но с формальной точки зрения сейчас эта процедура не соответствует законодательству. По закону получается, что если человек сам обратился к наркологу, то врач не имеет права поставить диагноз.
- Выходит, что сейчас врачи ставят диагноз без учёта закона?
- Скорее всего, в закон случайно закралась ошибка. Если следовать документу, диагноз "наркомания" может быть поставлен исключительно в рамках официального освидетельствования по направлению правоохранительных органов. Фактически диагноз ставит полиция. Но такого быть не может.
Диагноз "наркомания" может поставить только нарколог и психиатр. Поэтому и решено исправить формулировки и исключить медицинское освидетельствование из процедур по выявлению наркоманов. Таким образом, законодательство приводится в соответствие с врачебной практикой.
- Какая в России ситуация с наркоманией? Снижается ли количество наркоманов?
- Ситуация стабилизируется. Последовательно в течение нескольких лет уменьшается количество героиновых наркоманов. Это не значит, что они не переходят на другие наркотики. Но героин и внутривенная наркомания это абсолютное зло, самые тяжёлые формы наркомании.
- Успевают ли врачи и правоохранительные органы отслеживать и запрещать новые наркотики?
- Их невозможно отследить, так как нигде в мире нет тестов на новые вещества. В мире постоянно придумывают новые наркотики, и мы их идентифицируем только когда появляются зависимые от них. Большую опасность представляют новые синтетические наркотики, есть случаи смертности. Мы живём в мире психоактивных веществ. Более миллиона видов растений имеют те или иные наркотические свойства, а люди постоянно придумывают новые виды наркотиков, лишь бы задурманить кому-нибудь голову.
Из этой ситуации один выход пропаганда здорового образа жизни, работа с населением, особенно с детьми и подростками. Уничтожить наркотики не получится, значит, надо снизить на них спрос. Голова и руки у людей должны быть заняты, тогда не останется времени на опасные развлечения.