Москва, ул. Люблинская, д. 37/1Справочная: +7 495 660-20-56Горячая линия: +7 495 709-64-04
Для слабовидящих

Покупатели наркотиков в даркнете не ищут товар подешевле

Подведены итоги исследования сетевой структуры шифрованной онлайн-сети по распространению наркотиков

Когда потребители наркотиков впервые заходят в Сеть для покупки опиоидов, они не ищут максимально широкого выбора или наилучших цен. Об этом говорят результаты исследования.

Ученые выяснили, что при первом посещении торговой площадки в т.н. даркнете – сегменте Сети для частной коммуникации – покупатель ищет только надежных продавцов – тех, кто поставит обещанный товар и будет держать в тайне личность покупателя.

''Когда потребители опиоидов делают свою первую покупку, цена не имеет никакого значения'', – говорит ведущий автор исследования Scott Duxbury (Университет шт. Огайо, США). ''Когда они приходят повторно, то цена немного значит, но все равно главное – доверие''.

Исследование также показало, что хотя большая часть площадки по торговле наркотиками может оказаться заблокированной правоохранительными органами, отсечь ядерную группу стойких продавцов и покупателей намного сложнее. ''Эта ядерная группа менее уязвима к действиям полиции, чем их коллеги из реального мира'', – говорит Duxbury.

Duxbury и профессор социологии Dana Haynie выполнили первое исследование, изучающее сетевую структуру шифрованной онлайн-сети по распространению наркотиков, и проанализировали сеть связей между покупателями и продавцами.

''Доступность и легкость приобретения запрещенных наркотиков онлайн открывает глобальный рынок, на котором продавцы и покупатели уже не ограничены определенным местом, а у покупателей больше вариантов выбора, и шире разнообразие товара'', – говорит Haynie.

Результаты исследования были представлены авторами на ежегодном конгрессе Американской социологической ассоциации в Монреале в августе 2017 и в статье, недавно опубликованной в Journal of Quantitative Criminology.

Исследователи собрали данные о всех сделках с дилерами опиодных наркотиков за 6 месяцев на одной из крупных площадок распространения наркотиков, которая обозначена в работе как Cryptomarket (рус. ''зашифрованный рынок''). Этот рынок существует в даркнете – в значительной мере скрытой части всемирной паутины, в которую можно войти лишь через Tor – программу, обеспечивающую анонимные трансакции и коммуникацию.

Вся собранная исследователями информация доступна для посетителей Cryptomarket, в том числе имена всех потребителей и продавцов, а также оценки ими всех сделок. У всех продавцов был репутационный показатель, основанный на этих индивидуальных оценках, и исследователи использовали его для измерения степени доверия.

Исследование включало в себя 57 продавцов и 706 покупателей. Были обнаружены 36 уникальных сообществ, сформировавшихся вокруг самых посещаемых продавцов. Самое крупное сообщество насчитывало 146 членов.

Подавляющее большинство покупателей Cryptomarket совершали лишь одну покупку и лишь 18% приобретали наркотика два или более раз. Правда, были такие, которые за полгода совершали более 20 покупок.

Duxbury затрудняется сказать, почему большинство потребителей наркотиков покупают товар всего один раз. Кто-то может просто экспериментировать, а у кого-то мог быть негативный опыт употребления наркотика. Возможно, что кто-то покупал уже по истечении шестимесячного срока исследования.

Обнаружив надежного продавца, которому они доверяли, покупатели переставали искать другого поставщика. Среди потребителей, покупавших товар более двух раз, лишь 30% искали других продавцов.

Приобретение наркотика в Cryptomarket от одного и того же продавца означает, что в целом сеть не очень устойчива, и ее функционирование можно разрушить, изъяв несколько наиболее крупных торговцев.

''Если вы уберете несколько крупных продавцов, все их покупатели окажутся на рынке без привычного продавца'', – говорит Duxbury.

Исследователи также замерили устойчивость сети Cryptomarket по ряду компонентов – группе взаимосвязанных покупателей и продавцов, но отделенных при этом от других групп. Исследователи рассчитали, что случится при устранении с рынка различных комбинаций из трех продавцов. При таком сценарии количество покупателей без продавцов возрастет до десяти раз.

При этом ядерная сеть продавцов и покупателей с более чем одной сделкой (174 из 763 человек) окажется значительно более устойчивой. Когда исследователи устранили из ядерной группы трех продавцов, количество покупателей без связи с продавцом увеличилось всего на 30%. ''В этой более тесно связанной группе покупателей изъятие продавцов оказывает не столь заметное действие,'' – говорит Duxbury. ''Например, вы как покупатель могли пять раз приобрести товар у одного продавца, три раза – у другого и два раза – у третьего. Если изъять одного из ваших продавцов, у вас все равно останутся другие''.

Сейчас, когда официальные лица разных стран заявляют о необходимости блокирования сайтов даркнет, продающих наркотики, таких как Silk Road и Alphabay, Duxbury отмечает, что взамен закрытых почти немедленно появляются новые сайты.

Результаты исследования указывают на важную роль доверия, которую можно использовать, чтобы разорвать этот порочный круг. Duxbury: ''Правоохранительные органы должны нацелиться на репутацию продавцов, и это легче всего сделать при появлении новой площадки по торговле наркотиками. Если получится в самом начале наводнить Сеть негативными оценками, то покупателям будет намного сложнее принять информированное решение о сделке. Это могло бы остановить подобные рынки на стадии формирования''.

Полный текст оригинала см.: link.springer.com

По материалам: On the darknet, drug buyers aren’t looking for bargains. – Internet (sceincedaily.com), 12.08.17.

Подготовила Елена Можаева

См. также
Разделы
За рубежом
Материалы
Новости (2017)

Задать вопрос
Оставить отзыв
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ
109390, г. Москва, ул. Люблинская, д. 37/1,
+7 (495) 660-20-56, mnpcn@zdrav.mos.ru