Главная
|
О центре
|
Пациентам
|
Специалистам
|
Для СМИ
|
About us

Научить учиться

Новости из-за рубежа

'Подростки не желают учиться? Да все наоборот,'' – пишет проф. Jelle Jolles в книге ''Подростковый мозг''

Почему-то взрослые, особенно взрослые, облеченные властью, считают, что дети будут в будущем вести себя так, как их научат в школе, а точнее – в школьном классе, во время, отведенное в расписании. Это касается в том числе и вредных привычек. Но насколько обоснованны ожидания эффективности от подобных занятий и в какой мере они учитывают особенности развития в подростковом возрасте?

Именно учебе и поведению подростков посвящена книга ''Подростковый мозг'' (ориг. нидерл. Het tienerbrein). Автор – профессор нейропсихологии Свободного университета Амстердама Jelle Jolles.

По мнению Jolles, чтобы учиться, подросткам совсем не обязательно сидеть за школьной партой и слушать учителя. Многие взрослые думают, что хорошо понимают подростков, но при этом не имеют крайне необходимых знаний об этих упрямых, своенравных, неуправляемых, очаровательных и выводящих из себя подростках, – пишет Jolles.

''Подростков интересует влюбленность, дружба, музыка или скейтбординг. Мы принуждаем их целый день дисциплинированно сидеть за партой в школе, а дома делать домашние задания. А это вещи несовместимые – они противоречат друг другу, пишет Jolles. Природа устроила так, что подростки заинтересованы друг в друге, а не в школе. Это биологические данные, которые не находят должного признания. В своей книге Jolles выступает против представления о своеобразном расстройстве подросткового возраста, в результате которого они могут вести себя импульсивно, не способны нормально планировать или не осознают, что учеба важна для их будущего. По мнению Jolles, взрослые просто должны ''создавать более благоприятные условия для обучения подростков и обретения ими опыта''.

-? Значит, в школе все следует поменять?

Jelle Jolles: ''Во-первых, мы должны осознать, что подростки обучаются не через пассивное слушание. Они обучаются главным образом через опыт. Через игру в футбол, разговоры со сверстниками, игры или беготню по городу подросток учится вещам, которые для него важны не меньше математики и истории.

''Классическая передача знаний крайне важна, но не следует ожидать, что подростки туда уйдут с головой. Ведь таким образом нельзя научиться водить автомобиль или управлять парусом. Так и с учебой. Сначала надо научиться учиться. Именно этого они жаждут. Они ужасно любознательны и хотят учиться.

''Поэтому я сторонник более широкого подхода в обучении. В частности, это касается использования спорта и движения, а также музыки и драмы и других форм культуры. Причем не только в элитной системе обучения, а в регулярных школах''.

-? Но в последние годы в системе образования было многое изменено, чтобы сделать учебу более привлекательной?

Jelle Jolles: ''Проблема в том, что все инновации в образовании в последние 50 лет в Нидерландах основывались на предположениях. Так, концепция школы как ''места для учебы'' 1998 года предполагала смещение акцентов с классической передачи информации от учителя ученикам к схеме, в которой учителю отводилась роль лица, ''сопровождающего'' процесс обучения. Т.е., учащиеся должны больше проявлять собственную инициативу и работать самостоятельно. Были и другие попытки, напр., когда учащийся сам мог выбирать, когда ему что учить. Все эти подходы на практике провалились.

''Нельзя передавать всю ответственность подросткам – они еще не научились как следует планировать или предвидеть последствия, или даже придумать, что им следует учить. Совершенно очевидно, что все эти инновации никак не учитывали данные научных исследований. Страшный промах – учитывая, что мы сейчас знаем очень многое о подростках и их мозге.

-? Что, например?

Jelle Jolles: ''Развитие мозга подростка продолжается где-то до 25 лет. Причем темп развития может быть у всех разный. Система связей в мозге подростка еще не выстроена на долгосрочную перспективу, они не думают о последствиях, они нередко импульсивны, верят только в то, что сами попробовали, и предпочитают информацию скорее от сверстников и друзей, чем от родителей и учителей. Даже с IQ в 140 баллов. Все это плохо совмещается с принятием важных решений о продолжении / выборе типа образования.

-? Что бы Вы поменяли в системе обучения, если бы у Вас была такая возможность?

Jelle Jolles: ''Думаю, что учителя могли бы в большей мере использовать особенности организации мышления подростков, а также их склонность учиться друг у друга. Использование методики совместной работы в малых группах позволило бы также бороться с отсутствием интереса к учебе. С планированием, конечно, у них пока большие проблемы, но это очень помогает развитию самосознания.

''И я бы не претендовал на то, что мы знаем, что детям понадобится в будущем. Потому что этого никто не знает. Мы считаем себя очень современными, если все дети получают уроки программирования, но, возможно, в 2030 году это вообще не будет востребовано.

''Мы должны предоставлять подросткам возможность соединять старое знание с новыми проблемами. А потому делать значительно больший акцент на развитии их мыслительных способностей, помогать им думать креативно, брать на себя риски, дискутировать.

-? Разве родители и учителя не занимаются этим?

Jelle Jolles: ''В своей практике клинического психолога я все время слышу, как родители со вздохом облегчения говорят: ''Значит, я могу еще воспитать дочь 15 лет''.

''Многие родители думают, что после достижения ребенком 14 лет они мало могут на него повлиять. Дети уходят в круг сверстников. Но за родителями остается важная роль наставника и советника. Ведь мозг 15-летнего подростка и все его когнитивные функции находятся в стадии развития, и им предстоит еще развиваться порядка десяти лет. Мне бы хотелось такой формы образования, которая бы обеспечивала бóльший контакт между родителем, ребенком и учителем. Чтобы это общение не ограничивалось вечерними родительскими собраниями. Чтобы на классном часе взрослые бы говорили с детьми об особенностях их мозга, о развитии навыков, о самосознании. А также о внимании, о том, почему сверстники им интереснее содержания уроков, о различиях между мальчиками и девочками. Детям нужно узнать очень многое о себе в этом мире. Это важно для их последующей жизни''.

-? Вы пишете: ''учитель должен понимать, что весь класс смотрит на Линду и ее серебристые леггинсы, и не слушает учителя''. Ну, и как? Учитель понимает это?

Jelle Jolles: ''Учителя знают, что их ученики это делают, но сердятся, потому что не понимают, почему. ''Внимание!'' – требуют учителя. Но подростки не могут вести себя иначе. Поймите, что с биологической точки зрения, подростка интересуют лишь его сверстники. Мозг подростков сильно активируется общением с одноклассниками, причем, активируется намного сильнее, чем учебным материалом. Это показали исследования головного мозга. Так что не надо все списывать на какое-то расстройство – просто погрузитесь в их уровень развития мышления и используйте его ресурсы. Развивайте эти навыки, а не боритесь с ними''.

В своей книге Jolles ссылается на эксперименты британской исследовательницы пубертата Sarah Jayne Blakemore. Она на своих лекциях в качестве иллюстрации приоритетов подростков приводит фрагмент из дневника девочки-подростка: ''Ходила в Дом культуры в желтых вельветовых брюках и голубой блузке. Ян тоже там был, но он со мной не разговаривал. Но я обнаружила в своей сумочке записку с признанием в любви. Думаю, это от Николаса. Ух-ты, человек приземлился на Луне''.

-? Нередко говорят, что существующая система образования больше ориентирована на девочек с ее акцентом на речи, коммуникации и тщательном выполнении заданий – со всем этим у девочек обстоит лучше, чем у мальчиков. Вы тоже так считаете?

Jelle Jolles: ''Да, но я также думаю, что девочки могут достичь бóльшего. Думаю, что наше общество слишком выделяет различия между мальчиками и девочками. Это заметно даже по выбору игрушек. У девочек быстрее развивается речь, а мальчики больше развиваются физически, но, что касается когнитивных навыков, то межполовые различия тут в конечном итоге минимальны.

''Существующие различия обусловлены обстоятельствами развития плюс школьная система с заложенным в ней неравенством. У девочек нет столь сильно выраженной потребности двигаться, как у мальчиков. Такая подвижность, беготня ''через две ступеньки'' по лестницам, стремление на все вскарабкаться, а потом оттуда спрыгнуть – все это способствует развитию пространственной ориентации, оценке, т.е., тому, что требуется при счете и в математике с целом.

''Чтобы девочки не уступали мальчикам в счете, надо, чтобы в младшем возрасте они много больше двигались. Пусть играют в жмурки и с завязанными глазами перемещаются по комнате или ищут путь в лесу – все это способствует пространственному развитию. И научите их брать на себя больше рисков – тогда они будут более предприимчивы''.

-? А с мальчиками следует больше вести разговоры?

Jelle Jolles: ''Абсолютно верно, но у мальчиков еще есть и другая проблема. Так как они физически очень активны и подчас импульсивны, им нередко ставят диагноз ''синдром дефицита внимания с гиперактивностью'' (СДВГ). Каждому десятому, и, прежде всего, тем, кто причиняет неудобства. Хотя обычная распространенность СДВГ составляет 2-3% на всю детскую популяцию.

''Непоседливость, импульсивность, слабая концентрация – это также проявления возрастного развития. И ставить диагноз СДВГ и назначать лекарства должны только детский психиатр или детский невролог. А импульсивность может быть обусловлена недостаточно разработанной структурой занятости подростка.

''Вы как родители должны предусмотреть для ребенка периоды отдыха. Прекратите метания после школьных занятий: с уроков музыки на секцию футбола, а в перерыве еще нужно поесть и сделать уроки.

''Постарайтесь вечерами разговаривать с детьми, обсуждать актуальные вопросы, да и просто играть в игры. Только в обычные настольные игры, а не в компьютерные. Играйте в шашки, шахматы, в слова. Они хороши и в плане развития моторики, и с точки зрения вербального развития, они улучшают воображение и навыки решения проблем. Так что у вас есть возможность и дальше влиять на формирование своего ребенка. Дело за малым – вложите в это свое время и усилия''.

По материалам:

Leren leren. – De Volkskrant, 24.11.16, Sect. V., p. 16-18.

Подготовила Елена Можаева

Задать вопрос
Оставить отзыв
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ
109390, г. Москва, ул. Люблинская, д. 37/1,
+7 (495) 660-20-56, mnpcn@zdrav.mos.ru